Сценарии по сказкам бажова для начальной школы. Волшебные сказы: сценарий по произведениям П

Светлана Иванова
Сценарий театрализованного праздника «Радуга сказов Бажова»

Ведущий - Урал- место удивительное, сказочное. Не зря народы, жившие здесь с древних времен, считали его серединой Земли. Когда- то древний бог стянул хлипкую землю своим самоцветным поясом, и пояс превратился в Уральские горы. Древние, наполненные самоцветами, как богатая шкатулка.

Про каждое озеро, каждую вершину, про всякую деревню есть своя старинная легенда или предание. А собрал их, переработал и донес до нас очень мудрый человек - уральский писатель Павел Петрович Бажов, который родился в Сысерти в 1879 году.

Давайте откроем его книгу и отправимся в путь в хорошей компании. Хоть на электричке, хоть на велосипеде, а можно и пешком.

Все эти чудеса совсем рядом. Смотрите и слушайте.

Хозяйка Медной горы - Здравствуйте, люди добрые. Я - Хозяйка Медной горы, владычица горных недр, драгоценных каменных залежей. Живу я на Урале. Глаза у меня зеленые, платье из шелкового малахита. Окружают меня мои слуги верные и помощницы - змейки да ящерицы, да и сама я часто предстаю перед людьми в образе зеленой ящерки.

Ящерки - Мы гостей всегда встречаем и во владения к Медной горы Хозяйке провожаем (Танец).

Хозяйка Медной горы (с подносом самоцветов):

Ой, вы камни мои, самоцветные,

По Уралу порассыпаны.

Во горах да во долинушках,

Во лесах да во ложбинушках.

Вы красуетесь, словно цветики,

Хоть в сырой земле,

Хоть в моей шкатулке приютилися.

На Урале родилось слово "самоцвет". Как вы думаете, что оно обозначает?

Самоцвет - это камень, который светит. Их очень много: хризолит и алмаз, изумруд и яшма, малахит и родонит. Но любимые камушки, минералы в сказах Бажова все зеленого цвета. Почему? Зеленый цвет- символ весны и юности, свежести и жизни, радости и надежды.

Наш первый камушек - это малахит-символ природных богатств Урала. а сказ называется "Малахитовая шкатулка". Давайте посмотрим.

Сценка из сказки "Малахитовая шкатулка".

Танюшка: Есть у нас дорогая тятина памятка - шкатулка малахитова. Вот где каменья. Век бы на них глядела.

Женщина: Мне покажешь, доченька?

Танюшка: Покажу, когда дома никого из семейных не будет.

(Танюшка позвала ту женщину в голбец. Достала Танюшка шкатулку, показывает.)

Женщина: Надень-ко на себя - виднее будет.

(Танюшка стала надевать.)

Женщина: Ладно, доченька, ладно! Капельку только поправить надо.

(Женщина подошла поближе, да и давай пальцем в камешки тыкать.)

Женщина: Встань-ко, доченька, пряменько. Заставлю тебя повернуться, так ты, смотри, на меня не оглядывайся. В зеркало смотри, примечай, что будет, а ничего не говори. Ну, поворачивайся!

Танец" Уральский хоровод".

Хозяйка Медной горы - Хороша и знаменита чаша из резного малахита.

А сколько было трудностей, тревог, прежде чем она волшебной стала,

Расцвела, призывно засияла, задышала, как живой цветок. Наш следующий сказ называется "Горный мастер"

(Инсценировка по мотивам сказа П. П. Бажова "Горный мастер". На сцене - полумрак, Катя ходит из сторону в сторону.)

КАТЯ (кричит): Данило, отзовись!

Данило отзовись!

(Появляется Хозяйка горы, подходит к Кате.)

ХОЗЯЙКА ГОРЫ : Ты зачем в мой лес забралась? (Строго.) Чего тебе? Камень, что ли, ищешь? Любой бери да уходи поскорее!

КАТЯ: Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? Какое твое право чужих женихов сманивать!

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (надменно): Еще что скажешь?

КАТЯ : А то и скажу - подавай Данилу! У тебя он.

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (хохочет): Ты, девка, знаешь ли, с кем говоришь?

КАТЯ : Не слепая, вижу. Только не боюсь тебя! Нисколечко не боюсь! Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данило тянется.

ХОЗЯЙКА ГОРЫ: А вот послушаем, что он сам скажет.

(Сцена освещается ярким светом. Появляется Данило, бежит навстречу к Кате, которая, увидев его, тоже спешит навстречу.)

КАТЯ: Данилушко!

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (властно): Подожди!

(Катя и Данила останавливаются, не добежав друг до друга.)

Ну, Данило-мастер, выбирай - как быть? С ней пойдешь - все мое забудешь, здесь останешься - ее и людей забыть надо.

ДАНИЛО: Не могу людей забыть, а ее каждую минуту помню.

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (улыбаясь): Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется. (Указывает на окружающую обстановку.) Только вот это пусть накрепко забудет.

(На сцене - полумрак.)

Теперь ступайте в ту сторону. (Указывает.)

(Данила и Катя, взявшись за руки, уходят в одну сторону, Хозяйка горы - в другую. Сцена освещается обычным светом.)

Хозяйка Медной горы - Наш второй камушек называется хризолит, а сказ про Серебряное копытце. Ставила Даренка во дворе корытце, чтоб козленок маленький мог воды. (напиться).

Инсценировка по мотивам сказа "Серебряное Копытце. "

Хозяйка Медной горы - Темной ночью у костра появляется она, Мастерица петь, плясать, самородок указать. Есть в моей шкатулке третий камушек- золотой, а укажет путь к нему Огневушка- поскакушка.

Инсценировка по сказу.

СТАРУШОНКА (ласково): Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь. (Указывает на колодец, подходит, открывает его.)

Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколь в кошель уйдет.

ИЛЬЯ: Кошеля-то у меня нету, да от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.

СТАРУШОНКА: Вишь ты. привередник какой! Ему еще подноси! (Лукаво.) Ну, будь по-твоему!

(Появляется Девица-красавица (1).)

ДЕВИЦА-КРАСАВИЦА (1) (с поклоном подает золотой поднос с богатством): Прими-ка, молодец!

ИЛЬЯ: Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.

СТАРУШОНКА: Не возьмешь?

ИЛЬЯ: И не подумаю.

СТАРУШОНКА: "Ну, будь по-твоему! (Лукаво.) Другой подарок дам.

(Девица-красавица (1) уходит. Появляется Девица-красавица (2).)

ДЕВИЦА-КРАСАВИЦА (2) (с поклоном подает серебряный поднос с богатством): Прими-ка, молодец!

ИЛЬЯ (Старушонке): Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.

СТАРУШОНКА (задорно смеется): Ладно, будь по-твоему!

(Девица-красавица (2) уходит.)

Потом, чур, не жалеть. Ну, жди. (Уходит.)

(Илья стоит один; слышен шорох; появляется Девчонка.)

ДЕВЧОНКА (подает Илье решето с ягодами, сверху три перышка - белое, черное, рыжее, - перевязанные синей ниточкой). Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца.

(Илья принимает решето.)

ИЛЬЯ: Ты чья, красна девица? Скажись, как тебя звать-величать?

ДЕВЧОНКА (усмехнувшись): Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает. Так-то, милый друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешним богатствам навеки приставлена. (Кладет на решето слитки золота, уходит.)

(Вслед за ней уходит Илья.)

Хозяйка медной горы - Давно нет с нами Павла Петровича Бажова, а книги уже 70 лет рассыпаются по свету, как самоцветы. Навсегда и всем поколениям оставил он свою Малахитовую шкатулку. Откройте ее - и увидите, как сверкает драгоценными камнями живое, немеркнущее бажовское слово. Прощайте детушки-ребятушки, до новых встреч.

Награждение участников.

П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»

Составила ЯговцеваЛ.Ю. – учитель высшей категории ,

МКОУ СОШ №6 Г.Кушва

Цели:

1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

2. Прививать любовь к чтению.

Задачи:

1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

2. Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.

3. Через творчество П. П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.

4. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей.

Оборудование:

Портрет П.П.Бажова (1879-1950).

Книги П. П. Бажова.

Выставка уральских самоцветов.

Предметы из сказов (пуговица, молоток, ящерка на камне, брошь) .

Презентация с иллюстрациями к сказам Бажова.

На стене написан эпиграф:
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок

(Е. Хоринская)

Ведущий:
Дорогие ребята! Уважаемые взрослые: родители, коллеги – учителя. Мы рады приветствовать вас в этом уютном светлом зале. И приглашаем вас в литературное путешествие по просторам родного Урала. Урал – край, славный своими трудовыми традициями. Уральские умельцы приоткрыли нам секреты своего мастерства. Настоящим праздником души пусть станет для вас открытие сокровищ народной мудрости, сохраненных в песнях, сказках, записанных в книгах. Итак, я приглашаю вас в путь к родным истокам, к новым открытиям.

Ход мероприятия.

Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.

1 ведущий:
Уральские горы по каменным плитам
Ведут за собой нас в страну малахита.
В страну, где не счесть драгоценных камней,
В страну работящих и добрых людей. (В.Степанов)

2 ведущий:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)

Верно, это - Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

1 ребенок:

«Это сверкающий самоцвет уральской литературы»

2 ребенок:

«Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»

3 ребенок:

«Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

4 ребенок:

В его произведениях фантастическое сливалось с реальным. В них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка».

1 ведущий:

Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас литературный праздник, посвященный творчеству П. П. Бажова, и называется «Сказы из малахитовой шкатулки».

Под спокойную мелодию водили девушки хороводы по вечерам, и стар и млад вели беседы неспешные. Для вас заводят хоровод девочки из 2 в класса.

Звучит музыка Л. Шварца их кинофильма «Каменный цветок».Учащиеся в костюмах крестьянских детей начала 20 века входят под музыку в зал. На «завалинку» усаживается Дед Слышко (ученик в костюме, загримирован под старичка), остальные учащиеся рассаживаются по периметру импровизированной поляны. Старик бьёт по железу.

Старик:

Эй, кто там? Что за люди у казённого места в поздний час шляются? По какому праву? А?!

Дети: - Это мы – ребята заводские…

Старик: - Да не мыкай, а толком отвечай – кто идёт.

Девочка: Мы, дедушка, за сказками пришли.

Старик:

За сказками? Придумали тоже! Сказки – это, слыш – ко, про Курочку Рябу да золотое яичко. Ты, поди, опоздала такие сказки слушать! Про старинное житьё расскажу. Только это не сказки, а сказы да побывальщина называется. Эх, вы, скворчата, за день набегались, накричались, теперь ушам охота работу дать? Ладно уж, расскажу вам.

Мальчик: - А это новая сказка?

Старик:

Чур, не перебивать! Я, может, про твою прабабку говорить буду, а ты говоришь – сказку! Слушай вот и примечай себе на пользу, какие в старину девушки были…

2 ведущий:

Вот так много – много лет назад дедушка по прозвищу «Слыш – ко» начал рассказывать ребятишкам сказы старого Урала. Именно они и составили первый сборник сказов Павла Бажова.

5 ребенок:

Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость и горе.

В них горы до неба почти достают,

Красива природа, покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

Умели наряжаться народы Урала в праздники в нарядные сарафаны, расшитые рубахи, пояса. Играли на гуслях, балалайках, гармошках… Сами отдыхали и народ веселили. На сцену приглашаются ребята из ансамбля ложкарей ДМШ г. Кушва. Руководители: Осолодкова Вера Михайловна, Уржумов Валерий Павлович.

Ведущая. Что это за гостья суровая да строгая к нам явилась? Небольшого росту девка и сама вся статная,

И коса чернява, да такая ладная.

Платье цвета малахита, в косе ленты красные,

Глаза, словно изумруды.-Волшебные, ясные.

( ответы детей:Хозяйка Медной горы)

Сценка

Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка (кричит). Кто тут вспомнил про меня, да про старый, добрый Урал? Кто это ко мне в гору пожаловал?.. А, это вы, люди добрые! Что ж, здравствуйте! Умельцам завсегда рада! Я – Хозяйка Медной горы, ящерки - мои слуги. П оставлена я оберегать богатства моего края. А край мой очень знаменит природными красотами, полезными ископаемыми, людьми мастеровыми. Вот я вас заберу в свою Медную гору да заставлю работать, добывать драгоценные каменья да самоцветы!

Ведущий: Зачем же ты, гостья дорогая, нас пугаешь?

Хозяйка:

Я вас не пугаю! А предупреждаю: если вы не знаете содержания «Уральских сказов», то заберу всех в гору и буду целыми днями эти сказы вам читать!

Ведущая. Вот строгий до чего характер у этой хозяйки! И правду говорят, что «злому человеку с ней встретиться - горе, да и доброму радости нет».

Хозяйка. Мало ли, что про меня говорят. Я вот устрою ребятам экзамен! Трудный, сложный! И если они не справятся, то...

Ведущая. Слышали уже, слышали, что заберешь к себе в горные мастера. Но запомни, ребята у нас умненькие и на все твои вопросы ответят! Не сумеешь ты их провести!

Хозяйка. Это мы еще посмотрим.Вот вам ребята первое задание.

Козел тот особенный был: правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет – камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется. Издалека – то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему, как не старайся, не подойдешь.

Ребята. Серебряное копытце.

Под волшебную музыку вбегает козлик.

Козлик:

Стучу я «цок – цок - цок» копытцем.

Хочу я с вами подружиться!

Козлик я лесной, дружите со мной!

Я – Серебряное копытце. На правой передней ноге волшебное копытце. В каком месте топну этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топну – там один камень, два топну – два камня, а где ножкой бить стану – там груда дорогих камней. Обо мне рассказано в сказе «Серебряное копытце». Молодцы, ребята, что отгадали мое имя. Теперь я буду вам помогать. А то, я смотрю, Хозяйка Медной горы вас совсем запугала.

Хозяйка. (задает вопросы)

Ответьте, ребята, в какой сказке были старик по прозвищу Кокованя, девочка Даренка и кошка Муренка? («Серебряное копытце»)

Назовите мне, чем еще особенным отличался от других козликов козлик Серебряное копытце? (Он всегда ходил с рожками, в то время как зимой обычные козлики рожки сбрасывали; на рожках у него было по пяти веточек, а у обычных козликов только три.)

А вот о ком сказ? «Махонькая девчонка, как куколка, а живая, подбоченится, платочком махнёт и пойдёт плясать кругами. Как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, свистнула: «Фи – и – и – ть! Й – ю – ю – у…!» И никакой девчонки не стало» Кто это?

БалтенковаЕсения «Семеновские частушки»

Махонька девчоночка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет,

В руке платочком машет. (Огневушка - поскакушка)

Ответы детей Огневушка-поскакушка

Танец Огневушки

Огневушка – поскакушка . Посмотрите ребята на экран и отгадайте, к каким сказам выполнены иллюстрации.

Козлик : - Это - Огневушка – поскакушка - вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такаяПоскакушка покажется, там и золото. Не сильное, зато грудное и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше – всё меньше и меньше. Выроешь эту редьку золотого песку – и больше на том месте делать нечего. Об этом рассказано в сказе, который называется «Огневушка – поскакушка».

Ведущий: А теперь, чтобы доказать Хозяйке Медной горы, что ребята хорошо знают «Уральские сказы» Бажова, ученики… класса покажут разученную сценку.

Появляются персонажи сценки: Данилушко и бабушка Вихориха. Вихориха держит в руках букетик из разных трав и лесных цветов.

Данилушко. Хорошо мне, бабушка, у тебя живется. Вот ты и травы всякие знаешь.

Бабушка. Да, я бабка Вихориха, много лет прожила. Про любую траву тебе расскажу, про любой цветок!

Данилушко. А ты всякий цветок в наших местах знаешь?

Бабушка. Хвастать не буду. Любой знаю из тех, которые открытые.

Данилушко. А разве еще неоткрытые бывают?

Бабушка. Есть и такие. Папору вот слыхал?

Данилушко. Это - папоротник?

Бабушка: Да. Будто он на Иванов день цветет. Тот цветок колдовской – клады им открывают. Для человека он вредный.

Данилушко: А ещё?

Бабушка: На разрыв-траве цветок – бегучий. Только поймай его – и все затворы тебе открыты. Это воровской цветок. А еще каменный цветок есть.

Появляется Хозяйка Медной горы с цветком (имитация каменного). Она таинственно кружится вокруг Данилушки и бабушки Вихорихи.

Бабушка: Это цветок в Малахитовой горе будто растет. Говорят, что на змеиный праздник он полную силу имеет. И несчастным будет тот человек, который каменный цветок увидит.

Данилушко: А чем несчастный, бабушка?

Бабушка: А я и сама не знаю, Данилушко. Так мне сказывали. Ведь этот цветок сторожит сама Хозяйка Медной горы.

Бабушка уходит. Данилушко надевает фартук, повязывает вокруг головы, на манер ободка, полоску ткани и берет в руки молоток.

Хозяйка: Много лет прошло с того бабушкиного рассказа. Стал Данилушко совсем взрослым. И посмотрите – заказали ему чашу сделать из камня, на цветок похожую.

Данилушко: Хоть и стал я хорошим мастером, а не выходит у меня чаша! Никак не выходит! Сколько я малахита извел, а все без толка!

Хозяйка ( подходит ближе) . Что, Данило-мастер, не выходит у тебя чаша?

Данилушко: А ты откуда взялась? Кто ты такая? (изумленно) Не иначе – ты Хозяйка Медной горы. И платье на тебе из шелкового малахита.

Хозяйка: Так сегодня же праздник – змеиная горка.

Данилушко: Покажи каменный цветок.

Хозяйка: Показать-то я тебе его покажу. Да только потом жалеть будешь.

Данилушко: Не отпустишь из горы?

Хозяйка: Почему не отпущу? Дорога открыта, да только ко мне же воротишься!

Данилушко: Покажи, сделай милость. Без каменного цветка мне жизни нет. Покажи!

Хозяйка: когда так, то пойдем Данило-мастер в мой сад. Вот – смотри! (обводит вокруг себя цветком)

Данилушко ( оглядывается по сторонам): Деревья-то какие высоченные, только не как в наших лесах, а каменные! Которые мраморные, а которые из змеевика – камня … И травка каменная1 Лазоревая, красная! Промеж леревьев змейки золотые трепыхаются, как пляшут. От них свет идет.

Хозяйка: А вот посмотри – в этом углу сада земля простая, как глина. А кусты черные, словно бархат.И на этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовые, и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми малахитовыми цветами сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют.

Данилушко: Так вот они какие, каменные цветы.

Хозяйка: Что, Данило-мастер, поглядел?

Данилушко: Не найдешь камня, чтобы так сделать.

Хозяйка: Кабы сам придумал, дала бы я тебе такой камень. А теперь не могу.

Под музыку герои уходят со сцены.

Ведуший. Молодцы, ребята! Вот и Хозяйка Медной горы помогла нам сценку показать по одному из сказов Павла Петровича Бажова.

Хозяйка . И я рада! Никого мне не пришлось забирать в свою гору!

Помошник. Напевает за кулисами:

Эй – ка, эй – ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись!

Колеском покружись!

(повторяется 2 раза)

Старик.

Кто появляется, заслышав эту песенку?

Ребята. Это – Голубая змейка.

Старик. « Одному увидеть Голубую змейку – прямое счастье: наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. И много его. По верху большими кусками лежит. Только оно с подвохом. Если лишку захватишь, да хоть капельку сбросишь, всё в простой камень повернётся. Второй раз тоже не придёшь, потому – место сразу позабудешь. Ну, а когда змейка двоим – троим покажется, тогда вовсе чёрная беда – все перессорятся. Да ещё сказывают, что иной раз Голубая змейка человеком прикидывается».

Голубая змейка. - По каким приметам вы меня узнаёте, когда я человеком прикидываюсь?

Старик. - Молодцы! Слушайте дальше. «Из водяного окошка старушонка вышла. Ростом не более трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушку. А глаза девичьи и голос, как у молоденькой». Кто это?

Ответы детей: Бабка Синюшка

Старик: Г де Бабка Синюшка сидит, тут и богатство положено. Она может обернуться и пригожей девушкой: глаза - звездой, брови – дугой, губы – малина, русая коса и в косе – лента синяя. Но такой она кажется только добрым и хорошим людям. Про неё сказ «Синюшкин колодец».

- Про Синюшку Илья много слыхал. Вот, дескать, по глухим болотным местам, а то и по старым шахтам набегали люди на Синюшку. Где она сидит, тут и богатство положено. Сживи Синюшку с места, -и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев. Тогда и греби, сколь рука взяла. Придя на прииск и потеряв бабкины перья, стал готовиться к встрече с Синюшкой.

(Берет ковш и навязывает его на палку)

- Как месяц на полный кружок обозначился, Илюха и пошел. Добрался до места. Глядит – никого нет.

Илья: (тихонько говорит) «Без ковша пришел»

Синюшка: - Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь.
(крышку над колодцем подняла, а там и открылось богатства всякого. Илья близко не подходит)

Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколько в кошель войдет.

Илья: - Кошеля-то у меня нету, да и от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.

Синюшка: - Вишь ты, привередник какой! Ему ещё подноси! Ну, будь по-твоему!
(выходит из колодца девица с золотым подносом, и с поклоном подает ему поднос. На подносе золото.)

Девица 1: -Прими-ка, молодец!

Илья: - Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.

Синюшка: - Не возьмешь?

Илья: - И не подумаю.

Синюшка: - Ну, будь по твоему! Другой подарок дам.
(Выходит Девиц 2 с серебряным подносом и серебром)

Илья: -Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.
(Синюшка рассмеялась.)

Синюшка: - Ладно, будь по-твоему! Тебя и себя потешу. Потом, чур, не жалеть. Ну, жди.
(Вышла девчонка3 подает ему бабки Лукерьи решето с ягодами, а сверху три перышка, синей ниточкой перевязано)
- Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца. (Берет решето)

Илья: - Ты чья, красна девица?Скажись, как тебя звать-величать?
Девчонка (усмехнулась) - Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает.

Илья: - Перышки-то у тебя откуда?

Девушка: - Да вот один за богатством приходил. Сам в колодец угодил, и кошели свои утопил, а твои - то перышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.
(стоит ленту в косе перебирает)

Синюшка. Зачерпни – ка, мил – друг Илюшенька, ковшичком из моего колодца еще раз.

Илья черпает и достает вещи. - Ой, что это? Чьи это вещи? Вы не знаете ребята?

Молоток – «Каменный цветок» (инструмент Данилы-мастера) .

Обруч – «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей) .

Подошвы (Северьяна Кондратьича, приказчика с прииска Полевой, - “Приказчиковы подошвы”).

Зеркальце (Таюткино - “Таюткино зеркальце”).

Лопата (Федюнькина - “Огневушка - Поскакушка”).

Банный опарыш - веник (Яшка Зорко - “Травянаязападенка”).

Решето и три перышка (Ильи - “Синюшкин колодец”).

Девушка: - Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась. (Вздохнула) (Уходят)

Дома решето у Илюши потяжелело, ягоды стали самородками да дорогими каменьями. С таким богатством Илья сразу от барина откупился, на волю вышел, дом себе хороший справил, лошадь завел. Вскоре женился Илья на девке похожей точь –в-точь на Синюшку. А на месте синюшкиного колодца прииск открыли богатый золотом.

Ведущий (замечает забытую Хозяйкой малахитовую шкатулку)

Давайте посмотрим, что там? (открывает шкатулку, там «камни самоцветные») бречка журчит звучала песня. А потом другая – грустная протяжная, как дорога, по которой едут долго – долго… Песню «Русские края» исполняет Барбина Ирина, ученица 3 в класса, аккомпанирует Коврижных Светлана Александровна.

Вот и закончился наш праздник! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

Ведущий. Бажов писал сказы о простых людях, рабочих, которые занимались тяжелым трудом и были не богатыми, а бедными. И во всех этих историях живет мечта людей о помощи волшебных сил - чтобы волшебные герои немного помогли в трудной жизни рабочих

Козлик. И, как видите, к добрым людям мы приходим на помощь. Я - Серебряное копытце - одарил драгоценными камнями бедняков Даренку и Кокованю. Бабка по имени Синюшка помогла простому работяге с добрым сердцем Илюхе, а Голубая змейка заставила двух мальчиков понять, что плохо, а что хорошо, как научиться быть добрыми и справедливыми, и еще подарила каждому по мешочку с золотым песком.

Ребенок:

Я сказы Бажова люблю и читаю, хотя в них не все я еще понимаю.

На помощь приходит и папа, и мамаи бабушка Нина – папина мама.

Мне в сказах Бажова по нраву девчушка,

Которую Павел Петрович назвал Поскакушкой.

Понравился очень мне сказ про Танюшку,

Девчонку Даренку и про Марьюшку.

Дети – артисты выходят на построение.

Ребенок:

В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко

Спасибо, добрый дедушка Бажов.

Ведущий: Пришла пора вас одарить за умения и старания (награждение).

Любите свой край, берегите его. И он откроет вам свои богатства. Главное

помните: труд да усердие горы сворачивают, а чистое бескорыстное сердце

любые трудности преодолевает. Раздает мешочки с «самоцветами» классным

руководителям и провожает классы из зала.

Каменный цветок

Спектакль по мотивам сказа П.П.Бажова

Действующие лица

Данила-мастер Катерина

Старый мастер Прокопьич Гармонист

Бабушка Вихориха Горные мастера

Хозяйка медной горы Рассказчик

Пролог

Рассказчик: История нашего уральского края неразрывно связана с именем великого русского писателя, сочинившего множество сказов о родной земле: «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Голубая змейка» и множество других сказов. О ком идет речь, я думаю, вы уже догадались? Речь идет о нашем с вами земляке Павле Петровиче Бажове.

Сегодня мы представляем вашему вниманию спектакль по мотивам сказа Бажова «Каменный цветок».

(Звучит музыка «Вступление» на ее фоне рассказчик читает)

Рассказчик: На утреннем небе всплывает заря,

Уральские горы – богатые края

Много камней, самоцветов и руд,

Средь гор и тайги мастера ищут тут.

Исстари земля уральская хранит

Дивный камень – малахит

Яркой зеленью искрится

И прожилка в нем темна.

Знайте, люди, существует

Тайна камня – красота!

Каждый мастер и умелец

Люди мирные, дружные

Делают товары дивные,

Смастерят вам все, что нужно.

От красоты сей сердце зайдется

Не описать, просто диву даешься.

Давно это было… Мне говорили

Горных дел мастер Прокопьич тут жил.

Умелец от бога, старик камнерезом прослыл.

Малахитово дело познать ремесло

На выучку деду прислали мальчонку,

Звали Данило его.

И вышло тут с ним приключенье одно…

(Васькова С.В.)

Действие первое

(Внутреннее убранство избы. За столом сидит Данила, мастерит чашу, у печи стоит Прокопьич)

Прокопъич: Ты, Данилушка, здоров ли?

Данила: Чаша мне покоя не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел.

Прокопьич: Сходил бы в разгулку куда, а то все сидишь да сидишь.

Данила: И то… В лес хоть сходить. Но увижу ли то, что мне надо?

Прокопьич : Дурман цветок искать станешь? Ладно, иди.

Действие второе

(Лес, на переднем плане поляна с елками, пеньками и цветами.На заднем плане гора. Звучит фонограмма «Звуки леса». Появляется Данила, подходит к горе, рассматривает камушки, садится около горы. С другой стороны появляется Катерина в сопровождении гармониста и поет русскую народную песню «А я по лугу» (приложение1). Замечают Данилу.

Катерина: Данилушка, не потерял ли чего?

Данила: Потерять не потерял, а найти не могу.

Гармонист: Вот чудной-то, блаженный какой-то.

Катерина: Ой, неладно с ним!

(Подбегает к Даниле, гармонист машет с досады рукой и уходит, Данила отворачивается от Катерины и снова разглядывает камешки, Катерина обиженно отходит и садится на пенек. Появляется бабка Вихориха с пучком трав. Данила подходит к ней.)

Данила: Бабушка Вихориха, ты всякий цветок в наших краях знаешь?

Вихориха: Хвастаться не буду. А все будто знаю, какие открытые-то.

Данила: А разве еще неоткрытые бывают?

Вихориха: Есть и такие. Папору слыхал? Она цветет на Иванов день. Тот цветок колдовской, клады им открывают. На разрыв-траве цветок – бегучий огонек. Поймай его – и все тебе затворы открыты.

Данила: Вот чудеса-то!

Вихориха: Ато еще каменный цветок есть. В малахитовой горе будто растет, На змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит.

Данила: Чем, бабушка, несчастный?

Вихориха: А то, дитенок, что Хозяйка Медной горы тем цветком к себе приманивает молодцев да навсегда в горные мастера забирает.

Данила: Какие мастера?

Вихориха: А такие… В горе живут, никто их не видит. Что Хозяйке понадобится, то они и сделают. Случилось мне раз видеть. Вот работа! От нашей на отличку.

Данила: Это почему же так?

Вихориха: Они каменный цветок видели, красоту камня поняли. (Уходит)

Данила: Вот оно что! Красота вся в каменном цветке скрыта.

Катерина: Данилушка! Выброси из головы! Кто поглядит на каменный цветок, тому белый свет не мил станет.

Данила: А я бы поглядел!

Катерина: Данилушка, не ходи к горе, а не то попадешь к Хозяйке в горные мастера.

Данила: Без цветка каменного мне жизни нет! (Катерина убегает, Данила грустно смотрит в след,

Действие третье

подходит к горе и продолжает рассматривать камни. Звучит музыка «Хозяйки горы» (из сказки «Каменный цветок») Данила поднимает голову и видит Хозяйку медной горы)

Хозяйка: Ну что, Данила-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

Данила: Не вышла…

Хозяйка: А ты не вешай голову, другое попытай.

Данила: Не могу больше, измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок!

Хозяйка: Показать просто, да потом жалеть будешь.

Данила: Не отпустишь из горы?

Хозяйка: Почему не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же и ворочаются.

Данила: Покажи, сделай милость! Без цветка каменного мне жизни нет!

Хозяйка: Когда так, пойдем, Данила-мастер, в мой каменный сад.

(Хозяйка взмахивает рукой, раздается шум осыпающихся камней, горы раздвигаются в разные стороны, на задней стене зажигаются гирлянды(имитация сверкающих драгоценных камней в горе), звучит музыка «Красоты горы» (из сказки «Каменный цветок», Данила заворожено рассматривает стену, звучит музыка_________________________________

Хозяйка горы исполняет «Танец с лентами» (ленты сделаны из широкой блестящей ткани золотого, серебряного и синего цвета, имитация драгоценных камней). В конце танца Хозяйка все ленты кладет к ногам Данилы)

Хозяйка: Такого яхонта, сапфира

Ты не найдешь и у эмира

Вот лунный камень, изумруд…

Останься с красотою тут.

Данила: Да, спору нет, они прекрасны,

Ценю камней я красоту.

Но соблазняешь ты напрасно,

Я не отдам свою мечту.

Хозяйка: Что ж, самоцветы не прельстили,

Тогда взгляни на серебро,

Как, ослепительно сверкая,

Переливается оно!

Данила: Да, спору нет, оно прекрасно,

Ценю его я красоту,

Но соблазняешь, ты напрасно,

Я не отдам свою мечту.

Хозяйка: Не хочешь серебра? Так злато

Возьми взамен своей мечты

И заживешь тогда богато,

Красоты мира купишь ты.

Данила: Благодарю тебя за щедрость,

Но неизменен мой ответ.

И злато мне твое не в радость,

А без цветка мне жизни нет.

Хозяйка: Добро, Данила-мастер славный,

Искатель неземной красы.

Секрет цветка тебе открою.

Вот пред тобою он, смотри!

(Звучит торжественная музыка «Красота цветка» (из сказки «Каменный цветок») цветок сделанный из изолона и обклеенный блестящей пленкой желтого и зеленого цвета стоит накрытый красивой тканью на полу посредине стены украшенной гирляндами, он также украшен гирляндами, Хозяйка снимает с цветка ткань и в это время кто-нибудь зажигает гирлянду на цветке, он сверкает, Данила рассматривает его со всех сторон)

Хозяйка: Ну что, Данилушка, доволен?

Исполнились твои мечты.

Но пленником моим отныне

Теперь навеки станешь ты!

(Хозяйка взмахивает рукой, раздается шум падающих камней, гора смыкается)

Действие четвертое

(Появляется Катерина и поет русскую народную песню «Не летай, соловей» приложение 2)

Катерина: Данилушка! Где ты? Отзовись.

(Слышится шум осыпающихся камней и появляется Хозяйка)

Хозяйка: Ты зачем сюда забралась? Камень, что ли, хороший ищешь?

Катерина: Не надо мне твоего камня. Отдавай жениха моего, Данилушку.

Хозяйка: Знаешь ли, с кем говоришь?

Катерина: Знаю, только не боюсь тебя, разлучница!

Хозяйка: Ищи, если найдешь, - тогда он твой.

(Слышится шум осыпающихся камней гора разьезжается, появляются горные мастера, танцуют «Танец мастеров» под музыку____________

_____________________________________________________________)

Катерина: Вот он, он здесь, Данилушка!

Хозяйка: Подожди! Ну, Данила-мастер, выбирай – как быть. С ней пойдешь – все мое забудешь. Здесь останешься – ее и людей забыть надо.

Данила: Не могу людей забыть, а ее каждую минуту помню.

Хозяйка: Твоя взяла, Катерина. Бери своего мастера. За любовь и смелость твою вот тебе подарок. (Хлопает в ладоши, горный мастервыносит малахитовую шкатулку). Пусть у Данилы все мое в памяти останется . Ты, Данила, про гору людям не сказывай. А ты, Катерина, и думать забудь, что я у тебя жениха сманивала. Сам он пришел.

Катерина: Прости на худом слове!

Вместе: Прощай! (кланяются в ноги и уходят)

(Звучит музыка, с которой начинался спектакль, все артисты выходят на поклон)

Каждый год в школе мы проводим мероприятия, посвященные юбилеям писателей: литературные игры, игры- путешествия, театрализованные игры. Большую помощь в подготовке и проведении данных форм оказывают работники нашего сельского клуба. На фотографии моменты с наших мероприятий. Предлагаю читателям одну из разработок внеклассного мероприятия, посвященного творчеству П.П. Бажова, которую можно использовать и во время летнего отдыха детей.

Цель: способствовать расширению кругозора о литературе родного края через проведение игры по сказам Бажова.

Задачи:

1) включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с прочитанными произведениями П.П. Бажова;
2) развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;
3) воспитывать любовь к родному краю, к чтению, чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование:

1) призы для учащихся;
2) музыкальное сопровождение праздника

Необходимый реквизит:

1) три перышка: белое, черное, рыжее;
2) две чашки, две деревянных ложки;
3) вырезанные из бумаги «болотные кочки» (они должны быть зеленого цвета);
4) две посудины с водой;
5) 2 рисунка с изображением ящерицы, но они должны быть разрезаны на разные фигуры;

Ход мероприятия

Звучит мелодия песни. Появляется Хозяйка Медной горы, она же Ведущая.

Ведущая : Здравствуйте, гости дорогие! История нашего края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова. 28 января 2009 года ему исполнилось 130 лет.

На Урале, что ни слово,
Что ни речь - то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

И сегодня мы с вами проведем удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Проверим, знаете ли вы его произведения. А лучшим знатокам его сказов мы вручим призы. Готовы? Ну, тогда в путь.

Чтобы отправиться в путешествие, надо сначала вспомнить, какие сказы Бажова вы читали и знаете. Для этого мы с вами сейчас проведем аукцион.

Хозяйка проводит аукцион по названиям сказов Бажова.

Ведущая: Итак, мы уже в пути. А чтобы нам не было грустно, мы сейчас с вами споем, ведь герои сказов тоже любили петь народные песни. Я посмотрю, кто из вас лучше поет и танцует. Начинаем петь!

Девочки поют - У меня тепло!

Мальчики поют - У меня светло!

Вместе - Красно летечко!

Красно летечко!

Ведущая: Теперь мы будем петь все быстрее и быстрее. А только я скажу: «Пляска!», все встают и начинают плясать русского. Кто будет петь и задорнее танцевать, тот и будет победителем в этом конкурсе. Победители будут участвовать в следующем конкурсе.

Дети поочередно поют на мотив песни «Я на горку шла!». Темп ускоряется, а потом все пляшут русского. Ведущий отбирает лучших танцоров (8 мальчиков и 8 девочек), из которых в следующем конкурсе организуются две команды - команда мальчиков и команда девочек.

Ведущий: Вот у меня в руках три перышка: одно - белое, другое - черное, а третье - рыжее. Откуда эти перышки, кто их хозяин? Правильно, Синюшка - бабка из сказа «Синюшкин колодец». А появились они у меня в руках неспроста: бабка Синюшка придумала вам испытание. Она предлагает вам вычерпать воду из колодца. С ложкой в руках вы будете бегать по кочкам к колодцу, ложкой забирать воду и переносить ее в чашку. Но прыгать придется по кочкам, чтобы добраться до колодца. Кто будет первым и кого в чашке окажется больше воды, тот и будет победителем.

Проводится игра. Победителям вручаются призы.

Ведущий: Мы знаем, что герои сказов Бажова занимались обработкой изумрудных камней. Сейчас мы с вами вспомним, какие камни-самоцветы вы знаете. Кто называет камень, тот выходит ко мне.

  • Этот камушек часто вам в жизни помогает. Он красного цвета. На часы поглядите - там он есть. Из этого камня делают стекла в космических кораблях. Из этого камня сделаны звезды на башнях кремля. Что это за камень? (РУБИН)
  • Этот камень означает просто «синий камень». Блеск имеет бархатистый, глазу приятный. (САПФИР)
  • Название этого камня означает «непьяный». Греки в старину говорили: кто, мол, носит этот камень, значит трезвенник! Верно, камень «непьян». (АМЕТИСТ)
  • «Огнь-камень». Говорят, бури усмиряет да и сердца человеческие. Раньше проигрыватели были, а в них первоэлементы из камня этого. Он чаще всего оранжевого цвета. Но бывает и коричнево-золотистый. (ТОПАЗ)
  • Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. Хозяйка Медной горы любила платье из этого камня. (МАЛАХИТ)
  • Еще один камень. Наполеон Москву рассматривал в трубу сквозь этот камушек. Говорят, он змей ослепляет, а на глаз человеческий благотворно влияет. Под подушку его кладите, глаз будет алмаз. (ИЗУМРУД)
  • Камень влюбленных. (АКВАМАРИН)
  • Прозрачный камень, а сам сверкающий. Название его переводится - «неукротимый». (АЛМАЗ)
  • А кто еще знает название каких-либо драгоценных камней?

Молодцы! Сейчас мы с теми, кто вышел ко мне, проведем игру, которая называется «камушки».

Все дети делятся на три команды, один человек в этих командах «камушек». Он становится в центр круга. Под музыку команды начинают водить хоровод вокруг своих «камушек». По команде Ведущего «месяц» все члены команды приседают и закрывают глаза. «Камушки» в это время меняются местами. По команде «день» дети бегут к своим «камушкам». Чья команда первой начнет вновь водить хоровод, та и выигрывает в этой игре.

Ведущий: А сейчас я, как Хозяйка Медной горы, сама проверю вас. Вот вам разрезанные осколки картины. Вы должны собрать узор, на котором нарисована ящерица. Кто первый соберет, тот и будет победителем.

Проводится конкурс «Собрать рисунок ящерицы» (по принципу игры «пазлы»).

Ведущий: Пока наши мастеровые собирают рисунок, мы с вами проведем конкурс «Угадай героя сказа».

Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).

Махонька девчонка-
Сама вроде кукленочка-
Развехонько так пляшет,
В руке платочком машет. (ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА).

Сироткой рос мальчишечка:
Голубеньки глазенки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйка медной,
Говорят в народе, знался. (ДАНИЛА-МАСТЕР).

Козел тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека- то его не разглядишь
И не разберешь, а близко к нему,
Как ни старайся, не подойдешь. (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ)

Подведение итогов конкурса «Собери рисунок».

Ведущий: Молодцы, ребята. И в заключении нашей встречи последний конкурс «Блицопрос».

  • Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего? (ДАНИЛА-МАСТЕР и МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА)
  • Назовите отчество Степана из сказа «Медной горы Хозяйка». (ПЕТРОВИЧ)
  • Какого цвета ленты были заплетены в косу Медной горы Хозяйки? («НЕ ТО КРАСНЫЕ, НЕ ТО ЗЕЛЕНЫЕ»)
  • Как звали жену Степана? (НАСТАСЬЯ)
  • Как звали мастера, который обучал Данилу малахитовому делу? (ПРОКОПЬИЧ)
  • На каком музыкальном инструменте играл Данило, когда был мальчиком? (РОЖОК)
  • Как звали невесту Данилы-мастера? (КАТЯ)
  • Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа «Синюшкин колодец»? (БЕЛЕНЬКОЕ, ЧЕРНЕНЬКОЕ И РЫЖЕНЬКОЕ)
  • Какой камень воспевал Павел Петрович Бажов в своих сказах? (МАЛАХИТ)
  • Кто стал хозяйкой малахитовой шкатулки? (ТАНЮШКА)
  • Как называли козла, который камешки драгоценные выбивал? (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ).

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились, показали, что вы, действительно, являетесь вдумчивыми читателя, что вы знаете сказы нашего уральского писателя Павла Петровича Бажова. Я очень рада этому. Благодарю вас за участие в игре. До свидания!

Звучит музыка. Дети расходятся.

Литература для подготовки внеклассных мероприятий по творчеству П.П. Бажова:

  • Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка».- М.: Художественная литература, 1990 год;
  • Борисенко Е. «Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал», «Сценарии и репертуар»», 2004 г., № 5, стр. 77-86;
  • Гуляева Е. «Самородочек», «Театр читателя». Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
  • Лучников Г. Драгоценные россыпи. «Сценарии и репертуар», 2004 год, №1, стр. 17-28;
  • Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
  • Тихоновская Г. «Уральские сюжеты». «Молодежная эстрада». Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36.

О себе: Я окончила школу № 16 села Новоалексеевсого города Первоуральска в 1980 году. После окончания школы работала в своей родной школе старшей пионерской вожатой год. В 1981 году поступила учиться в Свердловский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы. По окончании института в 1985 году пришла в свою родную школу и работаю в ней до настоящего времени.

Самое любимое увлечение - занятие в самодеятельном театральном коллективе при нашем Доме культуры.



Похожие публикации