Тире между подлежащим и сказуемым. Конспект урока по русскому языку на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" (8 класс) Урок тире между подлежащим и сказуемым 8

Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» посвящен особенностям русской пунктуации. Учитель подробно расскажет о случаях постановки тире и о случаях, когда между подлежащим и сказуемым этот знак препинания ставить не следует.

Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Урок: Тире между подлежащим и сказуемым

Тире - это знак препинания.

В русской пунктуации употребляется для обозначения пауз между словами (частями предложения); для подчёркивания интонации (вызываемой эмоциональностью высказывания) в речи; между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки; для выделения прямой речи, вводных слов; для отделения сочинительного союза при подчёркнутом противопоставлении.

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

2. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().

В каких предложениях нужно поставить тире?

1. Живописный народ индийцы (И. Гончаров).

2. Офицер этот не чета вам (К. Федин).

3. Одиночество в творчестве тяжёлая штука (А. Чехов).

4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Л. Мартынов).

5. Удивительное дело сон (И. Тургенев).

6. Конечно, то большое искусство ждать (Л. Соболев).

7. Двадцать лет хорошая вещь (К. Симонов).

8. Это очень несносно переезжать (И. Гончаров).

9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (А. Чехов).

10. Это дом Зверкова (А. Чехов).

11. Без тебя я звезда без света. Без тебя я творец без мира (В. Брюсов).

12. Пробуждать на борьбу сердца это лучший удел певца (Кондырев).

13. Дело писателя противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника рождать радость (К. Паустовский).

14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (К. Паустовский).

Конспект урока по русскому языку в 8 классе: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цель урока:

углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: проектор,

ПК,

интерактивная доска.

Ход урока по русскому языку в 8 классе:

I . Орг.момент

У: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II . Вступительное слово учителя

У: Сегодня мы проводим урок-практикум.

Вы будете выполнять задания в рабочих листах, которые лежат на партах (подпишите их, пожалуйста) и самостоятельно контролировать свои знания и умения по теме урока, то есть оценивать самих себя. Результаты работы фиксируйте в «Оценочном листе». Будьте объективны.

Задание 1. Терминологический диктант

Вспомним основные лингвистические термины, изучаемые нами в разделе «Синтаксис и пунктуация». Цель: Знание терминов необходимо для успешного усвоения материала. Первое задание - терминологический диктант.

В рабочих листах под цифрой 1 есть место для записи терминов.

1. Раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. (Синтаксис)

2. 1. Совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи. 2. Собрание правил их расстановки. (Пунктуация)

3. Слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность (Предложение)

4. Единство подлежащего и сказуемого (Основа предложения)

5. Элементы письменности , выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста , предложений, словосочетаний, слов (Знаки препинания)

Проверим, как вы справились с терминологическим диктантом.

……, прочитай все термины, которые ты записала.

Вывод: Итак, мы повторили основные лингвистические термины, которые необходимы при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».

III . Актуализация знаний о предложении

1. У: Прежде, чем перейти к теме урока, вспомним, что такое предложение и каковы его признаки как синтаксической единицы?

Дайте определение данному понятию.

О: Предложение - слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность.

Предложение имеет следующие признаки:

1) имеет грамматическую основу;

2) выражает законченную мысль;

3) характеризуется смысловой законченностью;

4) является единицей общения.

2. Формулирование темы и цели урока

1) Продолжаем работу.

Задание 2

После выполнения второго задания, сформулируем тему сегодняшнего урока.

Докажите, что перед вами предложения, расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку (подчеркните грамматическую основу предложения). Цель: Определить, в чем особенность данных предложений.

Слово — это духовная жизнь народа. (А. Вознесенский)

Учиться - всегда пригодится. (Пословица)

Язык - всем знаниям и всей природе друг. (Г. Державин)

О: Да, перед нами предложения, так как они имеют грамматическую основу - НАЗВАТЬ, характеризуются интонационной законченностью - в конце точка, предложения повествовательные.

По структуре это простые предложения.

У: В чем их особенность?

О: Вывод: Во всех предложениях между подлежащим и сказуемым ставится тире.

У: Мы знаем, что важнейшим признаком предложения является наличие предикативной (грамматической) основы.

Догадались ли вы, выполняя задание, какова же тема урока?

О: Я предполагаю, тире между подлежащим и сказуемым .

Запишите тему в рабочих листах.

У: А теперь сформулируем цель урока:

О: Вспомнить и закрепить правило постановки тире между главными членами предложения.

(Углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым).

Прежде чем сформулировать правило, скажите, чем отличается ТИРЕ от ДЕФИСА?

О: ТИРЕ - пунктуационный знак, дефис - орфографический .

А теперь обратимся к истории пунктуационного знака тире. Предоставляю слово знатоку русского языка .
О: Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.

К концу XVIII века появился ещё один знак препинания - тире

Тире восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак:

Чёрная полоса чернил,

Молчанка,

Длинная черта,

Горизонтальная черта,

Знак пресечения

Этот знак впервые стал применять Н.Карамзин

У: Напомню вам, что Николай Михайлович Карамзин - выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, создатель многотомного сочинения «Истории государства российского», автор рассказа «Бедная Лиза».
Итак, тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Тире выполняет много функций, мы сегодня говорим о тире, которое разделяет подлежащее и сказуемое .

IV . Выполнение заданий по теме

1) Задание 3

У: Перейдем к третьему заданию. Внимательно прочитайте предложения.

Подчеркните грамматические основы всех предложений; укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым и его отсутствие. Расставьте недостающие знаки препинания, где это необходимо. Цель: После выполнения задания сформулировать правило.

1.Книга - лучший друг человека.

(сущ. - сущ.)

2. Ученого учить - только портить.

(Inf - Inf )

3. Перечитывать страницы любимых книг - огромное наслаждение.

(Inf -сущ.)

4. Пятью пять - двадцать пять.

(числ. - числ.)

5. Книга - это мост в мир знаний.

(сущ. - это сущ.)

1. Книги как лучшие друзья.

(сущ. как сущ.)

2.Они верные и умные помощники.

(мест. сущ.)

3. Книга мала, а ума придала..

(сущ. прил.)

4.Образование, безусловно, опора в жизни.

(сущ., вводное слово, сущ.)

5. Бедность не пряник, а к себе манит.

(сущ. НЕ сущ.)

ПРОВЕРКА

1. Назовите предложение 4 (1 ст.)

предлож. 4 (второй ст.)

предлож. 3 (первый столбик)

предлож.1 (второй ст.)

предлож.2 (перв.ст.)

предлож. 2 (втор.ст.)

У: Вывод: Итак, каким правилом мы руководствуемся при постановке тире между главными членами предложения?
О: Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные без вспомогательной части.

У: В каких случаях постановка тире недопустима?

О: Тире обычно не ставится, если в составе сказуемого есть отрицательная частица, если в составе сказуемого есть сравнительные частица как, будто, словно; если подлежащее выражено местоимением; если сказуемое выражено прилагательным, если между подлежащим и сказуемым есть вв.слова.

Мы повторили пунктуационное правило «Употребление тире между подлежащим и сказуемым». Закрепить данное правило нам помогут практические упражнения и алгоритм, который представлен в карточках-информаторах.

2) Работа с алгоритмом

Задание 4 Игра «Третье лишнее»

Поиграем. Внимательно прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания, найдите третье лишнее, объясните почему.
1. Доброе слово сказать — посошок в руку дать.
2. Красное дерево редко, красное слово метко.

3. Правдивое слово - сила.

Проверка - 1 человек

3) У: Мы продолжаем подготовку к основному государственному экзамену.

Переходим к пятому заданию «Элементы анализа текста»

Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль?

1) Книга - животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга - это жизнь, пр..красная, удивительная, стремительная и бе..покойная. 3)Видеть эту красоту - долг каждого из нас. 4) Наша задача - научится понимать художестве(н/нн)ые произведения, ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего. (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

Тема - книга, дающая знания человеку.

Основная мысль - научиться понимать художественную литературу.

А теперь расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

ПРОВЕРКА

У: Выполните тест, который построен в формате ОГЭ.

Тест

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «животворный»:

1. помогающий

2. возрождающий

3. полезный

4. целебный

2. Выпишите грамматическую основу из предложения № 4

задача - научиться понимать

3. Укажите номера предложений, в которых обособленные определения выражены причастными оборотами

___________________

4. Укажите номера предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены им.сущ.

___________________

5. Укажите № предложения, где подлежащее выражено глаг., а сказуемое - сущ.

___________________

Взаимопроверка.

Поднимите руки, кто получил 5, 4.

У: Сегодня на уроке мы получили новые сведения о пунктуационном знаке - тире, выполняя задания, закрепили изученное ранее правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, оценивая себя, старались быть объективными.

Тире между подлежащим и сказуемым

Голдаевская Валентина Анатольевна

Русский язык, 8 класс

К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с.

Тема в учебнике: § 22. Тире между подлежащим и сказуемым

    не правильно?

А) Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.

Б) Спешить – делу вредить.

В) Росинки на листьях – точно чистые бриллианты.

Г) Пятью пять – двадцать пять.

    В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Для меня жить – значит работать.

Б) Лентяй да шалопай – два родных брата.

В) В этом городе я – неприметный странник.

Г) Честь, порядочность, совесть – это наиважнейшие человеческие качества.

    В каком предложении нет пунктуационной ошибки?

А) Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать.

Б) Этот яркий свет – словно золотой ливень.

В) Наш край – богат и прекрасен.

Г) Живопись – не средство обогащения.

    В каком предложении тире поставлено правильно?

А) Зимний лес – как будто сказка.

Б) Самое трудное для человека – это борьба с самим собой.

В) Лингвистика – есть наука, изучающая язык.

Г) Плохой товарищ – не подмога.

5. В каком варианте ответа верно нужно

А) Поэзия Пушкина – как пенье птицы в роще.

Б) В камень стрелять – только стрелы терять.

В) Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

Г) Сегодня день – прозрачный, как хрусталь.

ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, Г

6. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым?

А) Жить на Земле – это большое удовольствие.

Б) Облака – как причудливые замки .

В) Долг каждого гражданина – любить свою страну.

ОТВЕТЫ: 1) А, В 2) А, Б 3) Б, В 4) А, Г

7. В каком варианте ответа верно

А) Я – ваш новый сосед.

Б) Человек без Родины – нищий человек.

В) Говорить с вами – только слова тратить.

Г) Всякий человек – есть Вселенная.

ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) А, Г 3) В, Г 4) Б, В

8. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых НЕ нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым?

А) Трижды три – девять.

Б) Она – ученица пятого класса.

В) Ласковое слово – что весенний день.

Г) Поступить в МГУ – цель его жизни.​

ОТВЕТЫ: 1) А, Г 2) Б, Г 3) А, В 4) Б, В

9. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых нет пунктуационной ошибки?

А) Эльбрус – вершина Кавказских гор.

Б) Твои речи – будто острый нож.

В) Прилёт журавлей – есть признак весны.

Г) Вылечить больного – задача опытного врача.

ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) А, Г 3) Б, Г 4) Б, В

10. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка?

А) Марс – планета, названная в честь бога войны.

Б) Пообещать – значит сделать обещанное.

В) Лес – точно терем расписной.

Г) Каждый кленовый лист на воде – как маленький кораблик.

ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) Б, Г 3) Б, В 4) В, Г

11. Какое предложение не

А) Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания.

Б) Ах, красота – это страшная сила!

В) Помогать родителям – обязанность детей.

Г) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

12. Какое предложение не подходит под правило "Тире между подлежащим и сказуемым"?

А) Трижды пять – пятнадцать.

Б) Самая верная примета – дым костра.

В) Упадёт луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

Г) Лишнее говорить – только делу вредить.

КЛЮЧИ К ТЕСТУ

№ задания

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на месте отсутствующей связки.

Тире между подлежащим и сказуемым СТАВИТСЯ :

Тире ставится Примеры
При отсутствии связки в составном именном сказуемом, если: а) оба главных члена предложения выражены существительным в И. п. Слово - полководец человечьей силы (В. Маяковский).

Любовь и дружба - взаимное эхо: они дают столько, сколько берут (А. Герцен).

б) один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой - инфинитивом или оба - инфинитивом (кроме инфинитива, в состав подлежащего и сказуемого могут входить другие слова) Дар поэта - ласкать и карябать, роковая на нём печать (С. Есенин).

В камни стрелять - стрелы терять (М. Горький).

Выгонять перед вечером и пригонять

на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев).

в) подлежащее и сказуемое выражены числительными в И. п.; один главный член выражен числительным или числительным с существительным, а другой - существительным в И. п. Трижды три - девять.

Четыре - чётное число.

Удельный вес сосны - ноль целых шесть десятых тонны на метр кубический.

г) в состав сказуемого входят слова это, вот, значит Язык - это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой).

Тире между подлежащим и сказуемым НЕ СТАВИТСЯ :

Тире не ставится Примеры
Если:

а) перед именной частью сказуемого стоит вводное слово, наречие, союз или частица (лишь, только, ведь, разве)

Грач, конечно, птица умная… (К. Паустовский).

Ртуть тоже металл.

Март только начало весны.

б) в состав сказуемого входят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, что, все равно как (что) Пруд как блестящая сталь (А. Фет). Недочитанная книга все равно что неоконченный путь (Пословица).
в) перед именной частью сказуемого стоит отрицание не, кроме тех случаев, когда оба главных члена предложения (или один из них) выражены инфинитивом Конный пешему не попутчик (Пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (Пословица).

Основной мотив моей жизни - не прожить даром жизнь… (К. Циолковский).

г) между подлежащим и сказуемым стоит дополнение, обстоятельство Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы (М. Лермонтов).
д) сказуемое выражено прилагательным (полным, кратким, в сравнительной или превосходной степени) День солнечный.

Девушка умна и красива.

Погода к осени дождливей, а люди к старости болтливей (И. Крылов).

е) подлежащее или сказуемое выражено местоимением; Она девочка хитрая. Книга моя.
ж) именная часть сказуемого, выраженная существительным, обозначает признак определённого лица (нет интонации «разрыва») Моя мать учительница.

Его старший брат хороший товарищ. Наша приятельница пожилая женщина.

з) сказуемое предшествует подлежащему Славное место эта долина! (М. Леомонтов)

Тире в неполном предложении

В неполных предложениях тире обычно ставится при пропуске сказуемого или других членов предложения, если они восстанавливаются из текста самого предложения, чаще всего сложного: В течение нескольких секунд пастушонок и Мете­лица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица - с делан­ным равнодушием, пастушонок - со страхом, сочувствием и жалостью . (А. Фадеев) Севернее города немцы вышли на Вол­гу, южнее - подходили к ней . (К. Симонов)

«Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели урока:

обучающие

    Углубить знания об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым

    Отработать навык правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым

    Отработать навык правильно выделять грамматическую основу

    Учить работать с заданиями ГИА

развивающие

    Развить у обучающихся умение применять полученные знания в различных ситуациях

    Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогатить словарный запас

воспитывающие

    Формировать у обучающихся интерес к предмету

    Прививать любовь к художественному слову

    Совершенствовать навыки общения

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

    Организационный момент. 1,5 мин. (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему. Здравствуйте, садитесь. Мы начинаем наш урок, всем желаю успехов.

Работа с эпиграфом. (слайд 1)

Познакомьтесь с эпиграфом к сегодняшнему уроку:

Не бойся признавать свои ошибки, чем больше

признаёшь, тем меньше потом делаешь.

Народная мудрость

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Постарайтесь сегодня быть внимательными и совершать поменьше ошибок.

II. Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка. Назовите словосочетания, в которых нарушена языковая норма. Опрос домашнего задания, (о подлежащем и сказуемом, видах сказуемого). (слайд 2)

Синтаксическая минутка. Найдите в данных предложениях грамматическую основу, укажите чем выражены подлежащие и сказуемые (слайд 3)

Рассмотрите последнее предложение, объясните, пожалуйста, какой знак находится между подлежащим и сказуемым? Дети отвечают, А теперь откройте тетради, запишите в них число, классная работа.

III. Мотивация учебной деятельности .- Мы знаем, что между подлежащим и сказуемым запятая не ставится. Но в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым всё-таки ставится знак препинания, А вот какой? отгадайте загадку:

Я минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут… тире.

4. Сообщение темы и цели урока (дети сами определяют). Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основные цели(слайд 4). Пока дети ведут записи в тетрадях, учитель дает историческую справку

Историческая справка о знаке препинания тире.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».З аимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) - из нем. Divis (от лат. divisio - раздельно) и тире (черта) - из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации.

5. Работа с теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым» (слай5-7)

Изучение теоретического материала в группах по учебнику.

Задания для 1 группы

Работа с таблицей «Тире между подлежащим и сказуемым ставится» (упр. 114)

Задания для 2 группы

Работа с теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым не ставится» (упр.114)

Ученики задают друг другу вопросы в группах по теоретическим сведениям. Затем один ученик из 1 группы (сильный ученик) рассказывает, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым; один ученик из 2 группы рассказывает, в каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится. Если необходимо, команда помогает.

(Когда тире ставится?

Если П и С выражены Сущ или Числит в им.п .

Если оба главных члена выраженыНеопр. формой Гл .

Если один главный член выраженНеопр. формой Гл, а другой - Сущ.

Когда перед сказуемым стоит указательная частица ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ то тире ставится перед этой частицей.

Если логическое ударение падает на подлежащее.

Когда тире обычно не ставится?

Сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами

Если подлежащее выражено ЛИЧНЫМ МЕСТ.

Если при сказуемом есть отрицат. частица Не



Похожие публикации